04053 Украина, Киев,
Сечевых Стрельцов, 40-А

(099) 302 16 61
(096) 802 16 61

Развитие полиграфа в Украине

Необходимо обратить особое внимание на то, что результат психофизиологического исследования с применением полиграфа, связывается в равной степени не только с хорошей профессиональной подготовкой полиграфолога, его уверенным владением доступным арсеналом существующих методик проведения опросов с применением полиграфа, жизненным и профессиональным опытом, но и с личностными способностями, которые мы можем назвать как предрасположенность к профессии.

[

После прохождения базового обучения, формирование полиграфолога как специалиста, происходит как минимум в течении последующих 1,5 лет, и то при условии активной профессиональной деятельности и хорошем наставничестве более опытного коллеги. Только после этого возможно рассмотрение вопроса о допуске полиграфолога к проведению судебных экспертиз с применением полиграфа.

Таким образом, эксперт-полиграфолог должен отвечать следующим требованиям:
• Уверенно владеть существующими методиками проведения опросов с применением полиграфа
• Иметь достаточный профессиональный опыт работы в профессии
• Иметь жизненный опыт, который позволит более полно и уверенно проводить как подготовку к тестированию, так и само исследование.
• Хорошо владеть знаниями о фундаментальных основах физиологии и психологии, понимать причино-следственные связи возникновения физиологических реакций в организме человека при проведении опросов на полиграфе.
• Знать основы криминалистики, общего и процессуального законодательства.
• Уметь аналитически мыслить, формировать и конструировать выводы на основе общенаучных знаний и полученных с помощью полиграфа данных.

Ряд статей Конституции Украины определяют, что общество обязано строго соблюдать паритет между свободами и правами человека на неприкосновенность его личной жизни с одной стороны, и правами общества ограждать свои интересы и безопасность от противоправных и преступных посягательств отдельных лиц, – с другой. Именно этот принцип, будучи интернациональным, служит основой и является объяснением того, почему проверки на полиграфе применяются более чем в 60 государствах мира, стоящих на различных ступенях развития демократии, и число стран-пользователей полиграфа неуклонно растет.

Современная Украина активно стремиться к европейским и международным стандартам, по этой причине мы можем уверенно брать существующий зарубежный опыт. Уже сейчас в Украине имеются и опытные специалисты-полиграфологи и учебные центры по подготовке полиграфологов, что дает возможность развивать эту профессию. В сентябре 2013 года, инициативной группой украинских полиграфологов была создана общественная организация «Коллегия полиграфологов Украины», которая по мнению её учредителей должна стать своего рода площадкой для профессионального общения и объединить разрозненных специалистов. Уставные задачи Коллегии полиграфологов базируются на следующем:

Основной целью деятельности Коллегии является — объединение полиграфологов Украины для обеспечения эффективности и качества проведения опросов с использованием полиграфа, компетентного владения вопросами технологии проведения опросов с применением полиграфа, оценки их результатов и правового регулирования использования полиграфа в различных областях общественной жизни.

Главными задачами Коллегии является:

1. Объединение в единую профессиональную организацию полиграфологов Украины для обмена профессиональным опытом по различным направлениям использования полиграфа: в области обеспечения безопасности бизнеса, частных расследований по обращениям граждан, кадровой работы, правоохранительной, судебно — экспертной, научно – исследовательской и т.п.
2. Обеспечение предпосылок и условий для открытого профессионального диалога по вопросам использования полиграфа между членами Коллегии, органами государственной власти и управления, некоммерческими общественными организациями с целью формирования развитой правовой культуры, обеспечение согласования интересов государства, бизнеса и граждан.
3. Внесение предложений по совершенствованию действующего законодательства Украины по вопросам использования полиграфа с внесением соответствующих предложений в органы государственной власти и управления, содействие включению полиграфологов в экспертную специальность .
4. Повышение профессионального уровня полиграфологов Украины, организация и проведение учебных курсов, семинаров, конференций.
5. Осуществление контроля за соблюдением технологии проведения на всех этапах опросов с применением полиграфа членами Коллегии, а в отдельных случаях и другими полиграфологами Украины.
6. Разработка профессиональных стандартов проведения опросов с применением полиграфа полиграфологами Украины.
7. Совершенствование научно — методического обеспечения опросов с применением полиграфа, реализация проектов в сфере научно — технической деятельности, разработка новых и совершенствование существующих методик полиграфного тестирования.
8. Формирование и ведение реестра полиграфологов Украины пользуясь открытой информацией или добровольной инициативой полиграфологов при соблюдении требований законодательства Украины о защите персональных данных.
9. Оказание правовой помощи членам Коллегии во всех учреждениях, в судах, на предприятиях и организациях всех форм собственности по вопросам защиты профессиональных прав и законных интересов полиграфологов.
10. Установка высоких морально — этических и профессиональных стандартов поведения полиграфологов Украины. Развитие и поддержание высоких духовно-нравственных традиций в профессии.
11. Популяризация в обществе использования полиграфа и предоставление профессиональных консультаций гражданам, государственным органам и другим юридическим лицам всех форм собственности.
12. Развитие международного сотрудничества с организациями, научными учреждениями по вопросам использования полиграфа.

По нашему мнению, вопрос стандартизации в Украине методик проведения опросов с применением полиграфа, должен решаться через признание и первоначальную стандартизацию некоторых методических разновидностей полиграфных тестов. В этом вопросе ничего придумывать не нужно, существующая международная практика, и прежде всего американская, уже имеет уверенные наработки по стандартизации некоторых полиграфных тестов, основанные на выборках и эмпирическом анализе проведенных тестирований [9], которые исчисляются десятками тысяч за последние 50 лет [10]. У наших соседей, в Российской Федерации, так же имеются не только уверено апробированные на практике методические подходы, но и впервые прошедшие как единое целое через научную защиту в диссертационном исследовании российского полиграфолога Поповичева С.В. основные положения теоретического обоснования и практического применения полиграфа, т.е. полноценная методика проведения опросов с применением полиграфа [11]. Об использовании полиграфа в судебной экспертизе, свое научное мнение и сложившуюся в России практику так же неоднократно описывали в своих работах Комиссарова Я.В., Холодный Ю.И., Сошников А.П., Николаева И.Н., Зубрилова И.С. и др.

Все существующие методики проведения опросов с применением полиграфа имеют международный формат, и в России, и в Америке, и в Украине, и в других странах, они одинаковы в своей методической реализации, различия незначительные и состоят только лишь в необходимости адаптации некоторых методических элементов с учетом местной социальной среды проверяемых лиц, этнических особенностей и т.п.

Проблемные вопросы использования полиграфа, которые влияют на формирование негативного отношения и недоверия к достоверности получаемой информации можно обозначить так:
• Некачественная начальная подготовка полиграфологов
• Недостаточная квалификация уже работающих специалистов
• Субъективно-личностные факторы полиграфолога от которых зависит качество и как следствие достоверность получаемой информации
• Личностная и корпоративная подверженность ведомственных полиграфологов к предоставлению неполной или ограниченной информации по результатам тестирования.

Подход к организации и проведению специального обучения по программе подготовки полиграфологов требует особого внимания и обсуждения.

Международная практика обучения этой профессии показывает, что подготовкой таких специалистов в равной степени занимаются и государственные и негосударственные полиграфные школы (центры) и иные учреждения, которые в первую очередь являются постоянно практикующими структурами. Эффективное обучение возможно только в том случае, если подготовка полиграфологов организована в учреждении, где происходит совмещение активной практики и теоретического обучения, что позволяет выпускать изначально конкурентноспособных специалистов, первоначальная квалификация которых базируется на сформированном и постоянно пополняющемся профессиональном опыте полиграфологов, которые уверенно состоялись в этой профессии. Только при данном подходе выпускник имеет возможность обращаться за практическим советом к более опытному наставнику, получать рекомендации и иную методическую помощь, основанную на уверенной практике.

Кроме этого, за счет такой «обратной связи» имеется возможность контролировать на первых порах правильность работы молодого выпускника, что выгодно для обеих сторон. Для школы (центра) – повышение репутации и рейтинга в профессии, а молодому специалисту – более уверенное становление в профессии. Программа обучения должная строиться из позиций максимальной эффективности и мобильности, за счет включения в нее интересных и полезных примеров из практики, демонстрацией видеозаписей реальных опросов из собственных архивов учебного учреждения, т.е. обучение всегда должно быть наглядным.

Однако, опыт подготовки полиграфологов в разных странах, а Украина не является исключением, показывает, что возможно и недобросовестное и некачественное обучение за счет отсутствия или недостаточности надлежащего контроля качества проводимого обучения. В США, например, функция контроля качества подготовки в учебных центрах осуществляется авторитетной общественной профессиональной организацией Ассоциация полиграфологов Америки (АПА). Именно ей даны полномочия давать и приостанавливать аккредитацию учреждений (центров), занимающихся подготовкой полиграфологов, т.к. только специалисты, а не чиновники могут реально, а не формально оценивать правильность и качество организации и проведения учебного процесса.

]
Наверх